История
Слово АВТОЖИР (гироплан, гирокоптер) произошло от латинского autogyro - самовращающийся. Этим словом определяется основной принцип, по которому летают автожиры: их несущий винт или ротор в полете не имеет привода от двигателя и вращается за счет набегающего потока оздуха.
Ты видел, как крутится, падая, кленовое семечко? Так же вращается и ротор автожира. Идея использовать это вращение для полета витала в воздухе несколько столетий, но только в начале ХХ века в воздух поднялся автожир с человеком на борту.
Автожир изобрёл испанский инженер Хуан де ла Сиерва в 1919 году, |
Затем, был мощный сплеск: автожиры доставляли почту, перевозили пассажиров, использовались для наблюдения и авиахимработ. Но война и бурный прогресс вертолетов прервали этот процесс. Тем не менее, несколько автожиров участвовали в боевых действиях, а один - в операции по спасению челюскинцев. Об этом сейчас мало кто знает. Однако развитие вертолетов отодвинуло автожир на второй план и долгие годы он оставался уделом немногих энтузиастов. В последние годы началось второе рождение автожиров и сейчас в мире летает несколько десятков тысяч этих интересных машин. Человечеству необходим сверхлегкий и дешевый летательный аппарат - СЛА, не отстающий от автомобилей по уровню комфорта, дальности хода, расходу топлива и прочим техническим характеристикам. Этот аппарат - автожир, который должен быть крайне надежен и прост в управлении. А главное, автожир должен быть безопасен - настолько, насколько это вообще возможно. Именно этому в полной мере отвечает автожир!
"Я рассматриваю автожир практически как самый маленький летательный аппарат. Меня особенно привлекает тот факт, что его размер позволяет за считанные минуты доставить его на автомобильном трейлере куда нужно. А, ведь, он может поднять вес превосходящий его собственный. Это колоссальный коэффициент, и к тому же, эта маленькая машина может без остановок лететь шесть часов, если вы только готовы смириться с шумом и неудобствами. Самое большое достоинство автожира - это его устойчивость, естественная устойчивость. Управлять им так легко, что, одновременно можно заниматься и другим делом, ради которого вы, возможно, и совершаете полет. Важно - если, вдруг откажет мотор, ротор будет все равно вращаться. И, хотя это не означает, что вы зависнете в воздухе, у вас все равно будет достаточно времени, чтобы оглядеться и прикинуть, где посадить машину. В любом случае, ротор продолжает вращаться, и аппарат остается полностью управляемым. Я думаю, что после тридцатых годов, автожир не приобрел такую популярность как вертолет, только потому, что вертолет может выполнять маневры, которые автожир выполнить не может. Вертолет способен взлететь и садиться вертикально, он может зависать на месте, двигаться назад и так далее, однако, за все это приходится платить очень высокую цену. Я считаю, что автожир - полноправный член семьи летательных аппаратов. Ему незачем конкурировать с вертолетом - он просто его брат!"
Кен Уоллис, командир авиационного полка, конструктор и пилот автожиров.